главная страница / библиотека / обновления библиотеки

П.К. Козлов. Монголия и Амдо и мёртвый город Хара-Хото. Экспедиция Русского географического общества в Нагорной Азии П.К. Козлова, почётного члена Русского географического общества 1907-1909. М.-Пг.: ГИЗ. 1923. П.К. Козлов

Монголия и Амдо и мёртвый город Хара-Хото.

/ Экспедиция Русского географического общества в Нагорной Азии П.К. Козлова, почётного члена Русского географического общества 1907-1909. М.-Пг.: ГИЗ. 1923. 680 с., илл. (см. также 2-е изд.)

 

Содержание

 

Вступление. — 1-9

 

Гл. I. ПО СЕВЕРНОЙ МОНГОЛИИ.
Исходный пункт путешествия – Кяхта. Облава на коз. – Зимний праздник и выступление нашего каравана. – Порядок следования. – Мороз крепчает. – Новый, 1908, год. – Хребет Манхадай. – Долина Хара и следы китайской колонизации. – Дальнейший путь. – Впечатление на перевале Тологойту … гора Богдо-ола. – Урга. – Богдо-гэгэн. – Российское консульство. – Маститый консул Я.П. Шишмарёв. – Отправление транспорта в Алашà. – Монгольский праздник – «Цаган-сар». — 13-36

 

Гл. II. ОТ УРГИ ДО МОНГОЛЬСКОГО АЛТАЯ.
Беглый взгляд на Монголию и её обитателей. – Оставление Урги. – Долина Шархай-хундэ. – Её животная жизнь. – Млекопитающие и птицы. – Впечатления походной жизни. – Первая днёвка. – Озеро Тухум-нор с монастырём того же названия. – Характеристика дальнейшего пути. – Монастырь Тугурюгин-догын: его музыкальные инструменты. – Долина Онгиин. – Во владениях Тушету-хана; монастырь хошун-хит: внешний вид последнего; белые субурганы; обстановка храмов; изображение на полотне колеса мира – «сансарыйн-хурдэ»; нравственное учение буддизма. – Несколько слов о духовенстве Северной Монголии. – Китайцы торговцы. – Происшествие в глубине пустыни. – Вид на Гурбун-сайхан; ключ Тала-хашата. — 37-70

 

Гл. III. ГОРЫ ГУРБУН-САЙХАН, СТАВКА БАЛДЫН-ЦЗАСАКА И СЛЕДОВАНИЕ К ЭЦЗИН-ГОЛУ.
Характеристика пути через горы Гурбун-сайхан: северный склон, перевал Улан-дабан и южный склон. – Приветствие от Балдын-цзасака в наш лагерь в соседстве со ставкой этого монгольского князя. – Первое знакомство. – Частые свидания, переговоры о дороге на Эцзин-гол и о развалинах Хара-хото. – Экскурсия вглубь Цзун-сайхана. – Бедность животной жизни. – Сборы в пустыню. – Гора Шара-хада. – Урочище Буктэ. – Безотрадная пустыня и первое впечатление при виде озера «Гого-нор». — 71-88

 

Гл. IV. НИЗОВЬЕ ЭЦЗИН-ГОЛА И РАЗВАЛИНЫ ХАРА-ХОТО.
Весенний пролет птиц на Сого-норе. – Общая характеристика этого озера и низовья Эцзин-гола. – Урочище Торой-онцэ. – Животная жизнь прилежащей долины. – Хошун Торгоут-бэйлэ: современный управитель «Даши». – Открытие Хара-хото, его археологические находки, местное предание о гибели итого города. – Обмен визитами с Торгоут-бэйлэ на Эцзин-голе. – Последние дни и ночёвка в Хара-хото. — 89-124

 

Гл. V. ОТ ХАРА-ХОТО ДО ДЫН-ЮАНЬ-ИНА.
Общая характеристика впереди лежащей пустыни. – Древний «хан-хай». – Урочище Бороцончжи. – Долина Гойцзо – своего рода оазис в Монгольской пустыне. – Новый вид дикой кошки (Felis chutuchta). – Местные или попутные монголы. – Священное «обо» и целительный источник. – Дополнительные мысли о пустыне. – Прилежащие горы. – Пересечение маршрута моей «Монголо-Камской» экспедиции. – Китайские торговцы в пустыне. – Неожиданная встреча с посланцами алашà-цин-вана. — 125-145

 

Гл. VI. ОТ ХАРА-ХОТО ДО ДЫН-ЮАНЬ-ИНА (окончание).
Геологическое строение попутных гряд в холмов. – Светлый праздник в Монгольской пустыне. – Влияние китайцев на монголов, на их внешний облик. – Трудность пути и утомление участников экспедиции. – Горы Баин-нуру. – Снежный шторм. – Кумирня Цаган-субурган. – Урочище Шара-бурду и встреча с Ц.Г. Бадмажаповым; письма и газеты. – Последний обильный змеями переход к Дын-юань-ину. – 146-161

 

Гл. VII. ОАЗИС ДЫН-ЮАНЬ-ИН.
Описание оазиса, крепости и монастыря Ямунь-хит. – Наш визит к алашà-цин-вану. – Занятие членов экспедиции. – Первая экскурсия в горы. – Развитие весенней жизни. – Очерк фауны насекомых. – Вид на хребет Ала-шань. – Ответный визит владетельного князя и парадный обед у этого сановника. – Экскурсия моих сотрудников. – Встреча с европейцами. – Метеорологическая станция. – Почта. – Практическая стрельба. — 162-190

 

Гл. VIII. ХРЕБЕТ АЛА-ШАНЬ.
Моя поездка в горы. – Могила княгини и келья аскета. – Следы периодической энергичной деятельности вод в горах. – Хребет Ала-шань; его флора и фауна. – Горный баран. – Ушастый фазан. – Характеристика фауны насекомых Алашаньских гор. – Монастыри Барун-хит и Цзун-хит. – Возвращение членов экспедиции. – Обед и вечер в обществе алашà-цин-вана. – Новые экскурсии моих помощников. – 191-222

 

Гл. IX. ПОПЕРЁК ВОСТОЧНОГО НАНЬ-ШАНЯ, ПРОВИНЦИЯ ГАНЬ-СУ.
Мысли перед выступлением в дальнейший путь. – Лама Иши. – Дождь задержал караван до шестого июля. – Опять песчаная пустыня. – Монастырь Цокто-курэ. – Урочище Ширигин-долон и пески Тэнгэри. – Южная граница Алашà. – Культурный характер местности. – Попутные китайские города и селения; граничащие их горы и долины. – Вид на Нань-шань. – Город Сун-шан-чен. – Буддийский храм. – Гэгэн Нян-чжик и наше прочное знакомство с ним. – Обмен подарками. — 225-241

 

Гл. X. ПОПЕРЁК ВОСТОЧНОГО НАНЬ-ШАНЯ, ПРОВИНЦИЯ ГАНЬСУ (окончание).
Привольная Чагрынская степь. – Её животная жизнь. – Ущелье Фыйгу и лёссовые толщи. – Растительность верхнего пояса гор. – Пинь-фань и неожиданная встреча с гэгэном Аваном. – Тэтунг-гол: общая характеристика его долины и гор. – Большая оживлённая дорога. – Река Синин-хэ и путь экспедиции к городу Синину. – Монастырь Марцзан-лха. – Правый берег Синин-хэ. – Прилежащие сигнальные башни. — 242-259

 

Гл. XI. ГОРОД СИНИН И СОСЕДНИЙ МОНАСТЫРЬ ГУМБУМ.
Синин, как административный и торговый центр. – Моё пребывание и свидание с властями города. – Предупредительность цин-цай’я. – Монастырь Гумбум в связи с историей реформатора буддизма Цзонхавы. – Развитие и процветание Гумбума. – Главнейшие храмы и коллегии: «Алтын-сумэ, или «Златоверхий храм» – гробница Цзонхавы. – Восемь субурганов. – Настоятель, гэгэны и простые ламы. – Порядок и дисциплина. — 260-288

 

Гл. XII. МОНАСТЫРЬ ГУМБУМ, ГОРОД ДОНГЭР И ДАЛЬНЕЙШИЙ ПУТЬ К ОЗЕРУ КУКУ-НОРУ.
Выгодное географическое положение Гумбума. – Многочисленные паломники, в особенности в период праздников. – Высокие посетители Гумбума – богдо-хан и тибетский Далай-лама. – От’езд в Донгэр; новое знакомство с этим городом. – Тангуты и тангутки на базаре. – Приобретение этнографических предметов. – Оставление лишнего багажа. – Верховье Донгэр-хэ. – Перевал Шарахотул. – Встреча с предводителем аймака Чамру и приход на Кукунор. — 289-309

 

Гл. XIII. ОЗЕРО КУКУ-НОР.
Название озера и легенды о его происхождения. – Первое впечатление Н.М. Пржевальского при виде Кукунора. – Общая характеристика озера. Растительность его берегов. Обилие рыбы. Птицы и млекопитающие. – Куку-норские тангуты. – Путь экспедиции вдоль юго-восточного берега. – Предводитель аймака Чамру. – Урочище Урто; пробные плавания по Куку-нору. – Приезд геолога экспедиции. – Гг. Чернов и Четыркин совершают плавание на Куйсу. – Ночное знакомство с островом. — 310-334

 

Гл. XIV. ОЗЕРО КУКУ-НОР (окончание).
Дополнительное ночное знакомство с Куйcy. – Приют в пещере. – Первое утро на острове. – Оригинальная встреча с его тремя отшельниками. – Знакомство с ними. – Наблюдения общего характера. – Занятие монахов. – Измерение, с’ёмка и геологическое строение Куйсу. – Кумирня. – Начало поселений на острове. – Впечатление от ракет, пущенных на Куйсу. – Возвращение с промером глубины на берег. – Радостное свидание с экспедицией. – Моя экскурсия в южные горы. – Дополнительные работы при мысе Чоно-шахалур. – Прощанье с Куку-нором. — 335-363

 

Гл. XV. ЧЕРЕЗ СИНИН В ГУН-ДУН.
Обратное следование в Синин. – День в Донгэре. – Встреча с П.Я. Напалковым. – Получение почты. – Впечатление китайцев от нашего плавания по Куку-нору. – Смотр китайских войск. – M-r Ridley – его рассказ о дунганском восстании. – От’езд геолога экспедиции на родину. – Движение экспедиции на юг – в Гуй-дуй. – Перевал Лачжи-лин. – Ущелье речки Га-жа. – Долина Хуан-хэ и переправа через эту реку. – Китайский храм Вю-цзы-мяо. – Оазис Гуй-дуй; его обитатели. — 364-382

 

Гл. XVI. ТРИ МЕСЯЦА В ОАЗИСЕ ГУЙ-ДУЙ’Е.
Хорошее отношение с местным населением. – Предсказание некоего гэгэна в пользу экспедиции. – Симпатичная китайская администрация. – Птицы оазиса. – Окрестные монастыри. – Театр. – Периодические почты. – Моя поездка в Чойбзэн-хит. – Гостеприимство Чойбзэн-хутухты. – Попутное посещение Синина. – Гриф-монах. – Приезд Ц.Г. Бадмажапова, отрадная весть Географического Общества. – Новые перспективы. – Горячие ключи Чи-гу. – Праздник Р.X. и Новый год. – Сборы в зимний путь. — 383-410

 

Гл. XVII. ЗИМНЯЯ ЭКСКУРСИЯ В ГЛУБИНУ АМДО’СКОГО НАГОРЬЯ.
Изменение дальнейшего плана путешествия: вместо Сычуани – Амдо. – Общая характеристика этой горной страны и её обитателей. – Любовь амдо’сцев к оружию и страсть к грабежам. – Оставление Гуй-дуй’я. – Горячие ключи Чи-чю. – Монастырь Ранэн-гомба. – Движение по Амдо’скому нагорью. – Пески Магэтан. – Встреча с тангутским раз’ездом. – Княжество Луцца и его вождь Лу-хомбо. – Наше знакомство с этим предводителем разбойников. – Обострение отношений. – Ночное нападение на экспедицию. — 411-430

 

Гл. XVIII. ЗИМНЯЯ ЭКСКУРСИЯ В ГЛУБИНУ АМДОСКОГО НАГОРЬЯ (окончание).
Дальнейший путь по нагорью. – Новые хошуны и их управители. – Зимние путевые невзгоды и лишения. – Враждебное отношение амдо’сцев к экспедиции. – Их стремление вызвать в нас повод к вооружённому столкновению. – Стрельба по разбойникам. – Криводушие ламы – старшего проводника. – Новые зимние невзгоды. – Неожиданная встреча с отрядом амдо’сцев: счастливое избежание кровопролития. – К’гарма – начальник хошуна Чэма. – Страсть амдо’сцев к спиртным напиткам. – Характеристика пути и движения каравана. – Прощание с К’гармой. – Во владениях Гуань-сю Дунчжуб’а. – Углубление долин в появление кустарников и более пышных луговых трав. – Живая картинка под перевалом Кисэр-ла. – Крутые меры по отношению Дунчжуб’а. – Приход экспедиции в монастырь Лавран. — 431-451

 

Гл. XIX. АМДО’СКИЙ МОНАСТЫРЬ ЛАВРАН.
Историческое прошлое Лаврана. – Жамьян-шадба. – Местоположение монастыри. – Отношение лам и простого народа к европейцам. – Настоятель Лаврана гэгэн Жамьян-шадба. – Прочие гэгэны: Гунтан-цан, Гоман-цан и общий состав лам монастыря Лаврана. – Пестрота паломников и соседство торговой колонии. – Военная охрана монастыря. – Храмы и школы Лаврана. – Учащиеся ламы. – Одиночные кельи – ритод. – Лавранская живопись. — 452-465

 

Гл. XX. АМДО’СКИЙ МОНАСТЫРЬ ЛАВРАН (окончание).
Заслуженная известность монастыря Лаврана. – Посещение Лаврана Г.Н. Потаниным и другими исследователями. – Учёный паломник Барадиин. – Школы буддийских знаний в Лавране. – Религиозное празднество. – «Милай-цам» – в честь певца буддизма, Миларайбы. – Образ жизни лавранцев. – Праздники вообще в монастыре Лавране: 14-е февраля, 15-е апреля или «весенний» праздник поста и молитвы, осенний – 25-го октября, торжественное молебствие – «лычжа» и другие. – Лучшие отношения монастыря к экспедиции; заместитель Жамьян-шатбы – гэгэн Гунтан-цан. – Животная жизнь окрестных лесов. – Погода. – Уединённый монастырь «Дю-дя-му». – Дальнейший путь. — 466-481

 

Гл. XXI. ПАЛОМНИЧЕСТВО К ДАЛАЙ-ЛАМЕ.
Вступление. Сборы в обратный путь. – Разделение экспедиции: я следую на-легке в Гумбум, к Далай-Ламе, главный караван – в Лань-чжоу-фу. – Общая характеристика моего пути до городка Сюань-фуа-тин. – Речки Сечен-чю и Чжан-гагун. – Красивое место у горбатого моста. – Городок Сюань-фуа-тин. – Долина Хуан-хэ; переправа через эту реку и дальнейший путь. – Городок Баян-рун. – До Гумбума остаётся три перехода. – Характер этого горного пути. – Альпийский хребет Кычан-шань. – Дорога полна паломниками. – Приход в Гумбум. — 482-495

 

Гл. XXII. ПАЛОМНИЧЕСТВО К ДАЛАЙ-ЛАМЕ (окончание).
Опять в монастыре Гумбуме. – Помещение Далай-ламы. – Благоговейное настроение, тишина в чистота в Гумбуме. – Две недели в гостях у Далай-ламы: официальное свидание с правителем Тибета: речь Далай-ламы: моё впечатление от новой встречи: последующие дни и время препровождение у Далай-ламы; его походная обстановка; личный секретарь Далай-ламы – Намган; занятие фотографией; беседы о событиях в Италии; географический атлас; благословение молящихся; лошади Далай-ламы; ночные тибетские симфонии; прощание с Далай-ламой; прощание с его свитой – с лейб-медиком эмчи-хамбо. – Через Синин в Лань-чжоу-фу. – Заметка о пройденной местности. — 496-512

 

Гл. XXIII. ЧЕРЕЗ АЛАША В ХАРА-ХОТО.
Мой приезд в Лань-чжоу-фу и соединение с караваном. – Описание резиденции вице-короля. – Сам вице-король и губернатор Нэтай. – Встреча с гуйдуй’ским тин-гуан’ем. – Кумирня У-чуань-шань. – Наш путь в Дын-юань-ин. – Праздник Святой пасхи в пустыне. – Гнездение больдуруков. – Пески Тэнгэри. – Характеристика Южной Гоби. – Озерки Ширик-долон. – Колодец Шангын-далай. – Вид на хребет Ала-шань. – Приход экспедиции в Дын-юань-ин. — 515-528

 

Гл. XXIV. ЧЕРЕЗ АЛАША В ХАРА-ХОТО (окончание).
Пребывание в Дын-юань-ине: занятия участников экспедиции: приготовление к новому пустынному переходу и работам в Хара-хото; погода в Дын-юань-ине; отсутствие двора цин-вана; повыв знакомый лама Далай-Цорчжи и сыновья покойного князя Сан-е. – Соловьи красношейки. – Часть каравана на Ургу, и мой раз’езд в Хара-хото. – Сценка у отрадного колодца. – Монастырь Шарцзан-сумэ. – Лама Иши. – Богатая долина Гойцзо. – Приход в Мёртвый город. – Новый род и вид тушканчика Salpingotus Kozlovi Vinogr. — 529-545

 

Гл. XXV. ВТОРИЧНОЕ ПОСЕЩЕНИЕ ХАРА-ХОТО.
Новое посещение «Мёртвого города». – Бивак экспедиции. – Установление сношений с Эцзин-голом, наём рабочих-землекопов. – Планомерное ведение раскопок. – Заметка о погоде. – Удручающе мертвенная обстановка. – Потайное молитвенное помещение. – Открытие «знаменитого» субургана; его ценнейшее содержание: книги, образа, статуи, статуетки и многое другое. – Дальнейшая участь археологических сокровищ экспедиции. – Этнографический отдел Русского Музея. – Памятники монгольской письменности. – Отрывок персидской рукописи книги «Семи мудрецов». – С.Ф. Ольденбург: «Матеріалы по буддійской иконографіи Хара-хото». — 546-568

 

Гл. XXVI. ВТОРИЧНОЕ ПОСЕЩЕНИЕ ХАРА-ХОТО (продолжение).
Образа тибетского письма – Будды: «Алмазнопрестольный» – Vajrâsana; «Владыка Врачевания»; Будда, вращающий колесо закона; «Тридцать пять будд покаяния»; Будда и восемьдесят четыре будды: Будда учащий: Будда созерцающий; Будда Dipamkara (?); Стоящий будда (?) и адорант (bhaktajâna); Пять dhyânibuddhâ; Будда Amitâbha. — 569-581

 

Гл. XXVII. ВТОРИЧНОЕ ПОСЕЩЕНИЕ ХАРА-ХОТО (продолжение).
Бодисатвы: Amitâyuh; Avalokiteçvara; Manjuçrî; Cundâ; Târâ; Mârîcî. Sitâtapatrâ. – Божества – хранители: Samrara; – Hevajra. – Dharmapala – Хранители закона: Acala; Mahâkâla; Ganeça; Жёлтый Jambhala. – Lokapala – Цари-хранители стран света: Vaiçravana; Dhrtarâstra; Virûpâksa. – Женские божества: Kurukullâ; Vajravârâhî; Dakinî. – Preta. – Siddha. – Лама. — 582-597

 

Гл. XXVIII. ВТОРИЧНОЕ ПОСЕЩЕНИЕ ХАРА-ХОТО (окончание).
Магический круг Acala. – Магический круг Kubera. – Лотос. – Mandala Usnîsavijaya. – Mandala Samvara. – Mandala. – Общие характеристики вышеописанных образов. – Некоторые из образов китайского письма. — 596-616

 

Гл. XXIX. ВОЗВРАЩЕНИЕ В РОДНЫЕ ПРЕДЕЛЫ.
Оставление Хара-хото; «Лошадиная загородка». – Путь до Эцзин-года. – Летняя картина последнего. – Любопытный монгольский обычай. – Снова пустыня: граница хошунов. – Страдания больного Иванова. – Дряхлая старуха. – Оставление Иванова в Цогонда. – Монастырь Байшинтэ-хит. – Переговоры с управлением Балдын-цзасака. – Экскурсия в горы. – Последняя корреспонденция в центр России. – Монгол Ловзэн-даши. – Прибытие Иванова. – Получение писем с родины. – Дальнейший путь. – Вид на Далгэр-хангай. – Порядок движения каравана. – Пустыня сменяется степью. – Antilope gutturosa, и дрофы. – Северные высоты в вид на Богдо-ула и Толу. – Впечатление последней ночи. – Приход в Ургу. — 617-636

 

Указатель имён и названий. — 637-665

Перечень иллюстраций [39 фототипических табл., 241 рис. в тексте, 4 карты]. — 666-673

Содержание. — 674-678

Замеченные опечатки. — 679

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки