главная страница / библиотека / обновления библиотеки

М.М. Кобылина. Искусство Древнего Рима. М.-Л.: «Искусство». 1939. М.М. Кобылина

Искусство Древнего Рима.

// М.-Л.: «Искусство». 1939. 156 с.

 

Содержание

 

От автора. — 3

 

Возникновение римского искусства. — 7

Искусство эпохи поздней республики. — 15

Искусство эпохи принципата. — 24

Искусство эпохи Юлиев-Клавдиев. — 32

Искусство эпохи Флавиев. — 39

Искусство эпохи Траяна. — 47

Искусство эпохи Адриана. — 54

Искусство второй половины II века. — 59

Искусство III века. — 65

 

Примечания. — 75

Иллюстрации. — 79

Список иллюстраций. — 153

 


 

От автора.   ^

 

Искусство древнего Рима представляет собой последний этап развития античного искусства.

 

Противоречия рабовладельческого общества нигде не проявлялись с такой остротой, как в Риме: ни в одном из греческих государств не развилась до такой степени антитрудовая психология среди обнищавших масс гражданства, ни в одном из них не достигло потребление такого «безумного расточительства» 1[1] как в Риме.

 

В условиях мелких греческих полисов совпадение личных и общественных интересов было, как говорит Маркс, типичной формой «активного гражданства». Наиболее яркое выражение гармонии личного и общественного мы встречаем в речи Перикла 2 [2] при погребении воинов, павших в первый год Пелопонесской войны: «Нам приходится соединить в себе заботу как о домашних, так и о государственных делах, и хотя некоторые заняты другими делами, они всё-таки могут понять хорошо дела государственные: человека, который совершенно уклоняется от участия в этих делах, мы одни считаем не за скромного, а за пустого…»

 

На следующей ступени развития античного общества — в эллинистических монархиях и в Римской Империи эта гармония нарушается, выступает государство, как аппарат насилия, не только над рабами, но и над свободными подданными; в Риме с эпохи Августа развивается бюрократическая система управления, которая достигает полного расцвета во II-III вв.

 

Греческое искусство эпохи расцвета полиса было народным, оно было тесно связано с жизнью общины, его главной темой являлся идеальный образ гражданина и храм, жилище божества, считавшегося покровителем юрода. Его материалом были мифы, получившие «художественную обработку в народной фантазии» (К. Маркс).

 

Римское искусство было народным в период республики. В период Империи, с превращением Рима в огромное рабовладельческое государство, господствующее положение стало принадлежать небольшой группе крупных землевладельцев, оторванной от народных масс. В то время как широкие слои населения Италии, а тем более провинций находились на низ-

(3/4)

кой ступени развития, правящая верхушка эллинизировалась, усваивала всё культурное наследие эллинистических городов. Поэтому искусство Рима этого периода оказалось оторванным от широких народных масс. В этом искусстве нет уже той свежести, того обаяния непосредственного творчества, которые так поражают нас в греческом искусстве. Римское имперское искусство занималось, по преимуществу, прославлением государства и тем самым — рабовладельческой системы.

 

Характерно появление в римской архитектуре новых типов построек — триумфальных арок, увенчанных колесницей победителя, триумфальных колонн, со статуей императора наверху, трофеев — аллегорических памятников победы 3[3] Главными темами скульптуры эпохи Империи являлись изображения императора за исполнением государственных обязанностей: в тоге за жертвоприношением, в костюме полководца — в момент произнесения речи перед войсками, а также изображения битв, триумфов и пр. на триумфальных сооружениях.

 

Особенностью греческого искусства является то обаяние, которое производит на нас его гармония, ритм построения человеческой фигуры и архитектурных форм.

 

Высокое мастерство греческого искусства проявляется не только в монументальных произведениях, но и в области прикладного искусства.

 

Маркс связывает эту особенность греческой культуры со слабым развитием меновой стоимости. «В противоположность этому подчёркиванию количественной стороны дела и меновой стоимости писатели классической древности обращают внимание исключительно на качественную сторону и потребительную стоимость. Вследствие разделения общественных отраслей производства товары изготовляются лучше, различные склонности и таланты людей получают возможность найти себе надлежащую сферу проявления, а без ограничения сферы деятельности нельзя ни в одной области совершить ничего замечательного». [3a]

 

Потребительский характер римского общества выразился, наоборот, не в мастерстве искусства, а в безумном расточительстве, гармоническая простота греков сменилась здесь пышной роскошью.

 

Художники в Риме в огромном большинстве случаев были иноземцы, и это тоже, конечно, усиливало разрыв между искусством и широкими массами народа.

 

Однако римское искусство, как художественное наследие, является всё же одним из важнейших разделов в общей истории искусства. В римском обществе индивидуальность является более развитой, чем во все предшествующие эпохи, к этому привело и усвоение всего наследия прошлого и острые противоречия жизни, выразившиеся во всё растущей классовой борьбе. Поэтому в Риме особый расцвет получил индивидуальный портрет, отличающийся по выразительности характеристик от портретов эллинистических, где над индивидуальным преобладало характерное, типическое.

 

Другой причиной особого развития индивидуального портрета в Риме является традиция римской знати сохранять восковые портреты умерших предков в виде снятых с покойников масок, точно передающих все особенности лица.

 

Ещё более важна как наследие римская архитектура. Впервые в античности мы видим в Риме сооружения с огромными внутренними пространствами — термы, амфитеатры, сооружавшиеся римскими императорами в погоне за популярностью среди народных масс города Рима.

 

В римских амфитеатрах разрешалась задача построения колоссальных зданий, рассчитанных на десятки тысяч зрителей (Колизей вмещал до 50 000 человек), с рационально построенной системой сводчатых галлерей и проходов, поддерживающих поднимающиеся ряды мест для зрителей,

(4/5)

сетью лестниц, ведущих к местам и подвальным помещениям под ареной для машин и зверей. С задачей построения больших внутренних пространств неразрывно связана проблема разрешения фасадов и внутреннего убранства.

 

Овладев всем богатством наследия древней Греции, Востока и Италии, римляне создали свою систему декорации: членения наружных стен здания полуколоннами, соединёнными арками, украшения внутренних стен драгоценными мраморными облицовками или фресковыми росписями, расписные и рельефные своды и мозаичные полы. Все эти достижения вошли в дальнейшем в европейское искусство.

 

Есть в римском искусстве ещё одна особенность, составляющая его своеобразие и находящая объяснение в его народных корнях. Это «веризм» (verus — истинный) — стремление к точной прозаической передаче фактов. Характерно, что эта особенность, наиболее сильная во времена республики, весьма затушёвывается в периоды наибольшего влияния греческого искусства (эпоха Августа, особенно же Адриана) и снова выплывает во время Траяна.

 

Римское государство в период поздней Империи дошло до своего отрицания. Римская рабовладельческая система хозяйства пришла в упадок, рабство перестало оправдывать себя, расточительство приняло безумный характер. Спасти римское общество от полного разложения могли только свежие, нетронутые силы извне, те народы, которых римляне в период своего расцвета и сознания своего превосходства называли «варварами».

 

Римляне вынуждены были уступить свое место «варварам». Интересно, что уже с II в. отношение к «варварам» меняется, они появляются в римском войске, распространяются их обычаи, им отводятся поселения на территории Империи. Последний период римского искусства характеризуется наплывом более примитивных, но свежих и жизнеспособных форм искусства различных народов периферии Империи.

 

Вот как характеризует И.В. Сталин это неизбежное падение Рима и торжество «варваров» в своем отчётном докладе XVII съезду партии: «Известно, что старый Рим точно так же смотрел на предков нынешних германцев и французов, как смотрят теперь представители «высшей расы» на славянские племена. Известно, что старый Рим третировал их «низшей расой», «варварами», призванными быть в вечном подчинении «высшей расе», «великому Риму», причём, — между нами будь сказано, — старый Рим имел для этого некоторое основание, чего нельзя сказать о представителях нынешней «высшей расы». А что из этого вышло? Вышло то, что не-римляне, т.е. все «варвары», объединились против общего врага и с громом опрокинули Рим» [4]

 


 

(/75)

 

Примечания.   ^

 

[1] К. Маркс, Теории прибавочной стоимости, т. II, ч. 2-я. Партиздат, 1932, стр. 204.

[2] Фукидит, История, II, 37.

[3] Воспроизведения памятников римской архитектуры см. в альбоме В.Д. Блаватского «Архитектура древнего Рима», М., 1938.

[3a] К. Маркс, Капитал. Партиздат, 1936, стр. 296-297.

[4] И. Сталин, Вопросы ленинизма, 1936, стр. 546-547.

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки