главная страница / библиотека / обновления библиотеки
А.Н. БернштамИзображение быка в находках из Ноин-Улинских курганов.// ПИДО. 1935. №5-6. С. 127-130.
В настоящей заметке мы пытаемся интерпретировать сюжет двух неоднократно издававшихся штампованных изображений (вероятно, блях), найденных в кургане №6 в урочище Ноин-Ула Монголо-тибетской экспедицией П.К. Козлова в 1924 г. 1 [1]
На серебряных пластинках круглой и вытянутой формы имеются изображения стоящего между двух сосен в профиль, с повёрнутой en face головой, яка-быка. Ногами он упирается, повидимому, в вершины гор. Этот сюжет с некоторыми отличиями имеется на трёх бляхах-пластинках, найденных только в одном кургане, давшем наибольшее количество находок (курган №6, рис. 1 и 2). Изображение яка-быка на бляхах не случайное явление и свидетельствует о наличии древних представления тотемистического порядка.
Уже Andreas Alföldi попытался интерпретировать сюжет ноин-улинской бляхи с яком на основании одного из вариантов легенды о происхождении уйгурского народа. 1 [2] Он рассматривает сюжет блях как отзвук далёкого этапа эволюции человеческого общества, тотемических представлений, связанных с определённым тотемистическим культурным кругом. Для интерпретации сюжета он использовал уйгурское предание о том, что родоначальниками уйгур были две сосны, стоявшие у слияния рек Толы и Селенги, между которыми расположен холм, породивший предка местных князей-уйгур. Связав это предание с сюжетом бляхи, Alföldi заявляет, что «wir stehen hier einer wichtigen und eigenartigen Etappe menschlicher Evolution gegenüber». 2 [3]
Мы так же пытаемся рассмотреть этот сюжет и выяснять значение этой находки для уяснения истории древнейшего периода кочевого общества и некоторых вопросов об этногенезе турок.
Джувейни приводит легенду о происхождении уйгур, из которой следует, что родоначальник уйгур, по имени Бука-хан, родился вместе с 4 братьями из го-
ры, которая находилась между двумя соснами. Родившиеся мальчики «спросили об отце и матери. Им указали на те деревья; они пошли туда и выказали почтительное служение, какое достойные дети оказывают родителям, и воздали должное уважение и честь месту, где росли деревья». 1 [4] Аналогичный вариант зафиксирован и в летописях монгольской династии — Юань-Ши. По варианту последних, мальчик Бука-хан родился непосредственно из дерева (сосны), которая росла там же на месте слияния рек Толы и Селенги. 2 [5]
Указанный Бука-хан является также и родоначальником бурят. Слово бука по-монгольски обозначает — бык.
В остальных известных вариантах предания о происхождении турецкого народа, в частности уйгур, фигурирует родоначальник с именем Огуз-кагана. Легенда эта неоднократно изучалась и переводилась. 3 [6] В предании об Огуз-кагане отсутствует вышеприведённый сюжет. Матерью Огуз-кагана являлась некая женщина Aj qaγan. 1 [7] Сын не питался молоком матери и с раннего возраста ел мясо, суп и пил вино. Благодаря этому, он быстро окреп и вступил в борьбу с всевозможными чудовищами. Начало рукописи легенды не сохранилось. В первой же строчке помещено изображение быка, без всяких комментариев. Можно предполагать, судя по тексту, что бык имел отношение к рождению Oγuz Qaγanа.
Таким образом, общим сюжетом и для всех легенд о происхождении уйгур и для предметов из ноин-улинских погребений является бык.
Роль быка, как тотемного животного, бесспорна из вышеприведённых данных. Бык либо является родоначальником, интерпретируемым источниками, как первый хан, в лице Бука-хана, либо бык причастен к рождению первого кагана, называемого Oγuz.
Термин Oγuz является производным от такой же смягчённой формы турецкого термина öküs, тоже значащего бык.
Рашид-ад-дин приводит легендарное свидетельство о том, что наследник Угуз-хана Кун-хан по совету некоего Игит Иркыл Ходжи, дал своему потомству (разделив его предварительно на два крыла: Бузук и Учук, соответственно двум крылам войск), 24 сыновьям, тамги, онгоны и утвердил для каждого особый кусок мяса быка, которое они должны съедать на пирах. 1 [8] Разделение мяса быка на части в выделение каждому определённого куска свидетельствует о пережитках тотемистических представлений, употребление в пищу мяса быка — отзвук ритуального пиршества, имевшего целью приобщение к роду и получение качеств родоначальника.
Легенды и сюжет блях заставляют обратить внимание на одну деталь — расхождение в вопросе о рождении Бука-хана, или Огуз-кагана. Мы имеем по существу три варианта: 1) родоначальник родился из горы, 2) от сосны, 3) рождён женщиной от быка.
Первые два варианта очень схожи. Оба они указывают на рождение предка в лесу и подчёркивают роль сосен. Даже по третьему варианту Огуз-каган, рождённый Aj qaγan, связан в детстве с лесом и с борьбой с лесными животными. Эта общность содержания — обстановка рождений — указывает не только на огромное значение в древности охоты для будущих скотоводов, но и на «обоготворение» определённого участка леса.
По Рашид-ад-Дину, у монголов были запретные рощи. «По кончине Чингиз-хана дети его с тысячею своей хранят большую священную рощу Чингиз-хана в месте, которое называют Бурхан Халдун. 2 [9] Указанная роща стала запретной по следующим обстоятельствам. «Чингиз-хан однажды прибыл в это место (Бурхан Халдун), на том поле росло чрезвычайно зелёное дерево; ему крайне понравилась свежесть и зелень этого дерева. Он просидел час под тем деревом, у него обнаружилось внутреннее наслаждение, и в том положении он сказал бекам и старшим: «Должно, чтоб здесь было наше последнее место». После того как он скончался, так как от него это слово слышали, большой шатёр его устроили в том месте под тем деревом, и говорят, что в том же году то поле от множества выросших деревьев стало большим лесом, так что никак нельзя узнать то первое дерево, и ни одно творение не знает, которое оно. Главное запретное место других детей находится в другом месте». 1 [10] Таким образом, смерть и рождение (две противоположности единства — жизни) связаны с поклонением лесу и даже отдельным деревьям, точнее, соснам, первичным, по сравнению с быком, тотемам. 2 [11] В легенде об Огуз-кагане поклонение дереву, как родоначальнику, отсутствует. Следует обратить внимание, что здесь мы наблюдаем позднейшее явление — персонификацию родоначальника в «конкретную» личность — Aj qaγan. Однако личность Aj qaγan представляет особый интерес. В термине Aj qaγan два слова, буквально значащие «луна» и титул мужской для обозначения предводителя рода или племени «qaγan» (в турецком языке аналогичный термину qaγan для женщин термин qatun). Таким образом, мать Огуза имеет титул, в котором скрещены понятия женского и мужского. Подобное явление находит себе аналогию в разобранном Н.Я. Марром образе Иштари: образ женщины-мужчины, свидетельствующий о смене отношений материнского рода — отцовскими. 3 [12]
Из этого следует, что появление Огуз-кагана и его реформы (продолженные Кун-ханом), связь с его именем ряда племён, которые ведут своё происхождение от его времён, свидетельство смены матриархата — патриархатом. Если возвратиться к первым вариантам легенды, то можно установить, что в легенде о рождении Бука-хана в лесу отразилась эпоха возникновения патриархата на основе появления скотоводства.
В составе стада безусловно был бык, крупный рогатый скот, кости которого были найдены в ряде могил Ильмовой пади, раскопанных Ю. Талько-Гринцевичем. 4 [13] Изображение быка имеется и на ноин-улинских бляхах, как одного из первых прирученных животных у ряда племён, с которым они связывают своё происхождение и который занимал, вероятно, значительное место в составе их стада и обеспечил формирование иных, т.е. патриархальных отношений.
Приобретение новых производительных сил, в частности использование скота, возникновение скотоводства, сделало ряд племён экономически более могущественными, чем их соседи-охотники. Возникновение скотоводства сделало скотоводческие племена несомненно сильней и обеспеченней охотничьих. Следствием этого является поклонение скоту-быку, ему приписываются сверхъестественные свойства, он становится в представлениях людей их родоначальником. И именно как родоначальник, он воспринимается в первую очередь у скотоводческих племён.
С ростом классового расслоении теряется племенное превосходство. Непосредственно с тотемом быка связан господствующий род, он является носителем древних традиций, он приписывает происхождение от быка исключительно себе, и этот род, особенно его знатные представители, отмечает погребение члена рода бляхами с изображением быка.
Уйгурское предание, изданное W. Bang’ом и G. Rachmati, древнейшее писаное предание. Бляхи из кургана Ноин-Ула древнейшее изображение этого предания. Для эпохи ноин-улинских курганов этот сюжет является уже пережитком, ибо он сохранён только в господствующем роде гуннского, варварского племенного союза. Группа курганов Ноин-Ула, находящаяся в лесу (возможно, запретной роще), состоит из 212 курганов. Из раскопанных только в одном, в шестом кургане, были найдены предметы с вышеразобранным сюжетом.
Сюжет блях бесспорно связан с содержанием древне-турецких и монгольских легенд. Но для I века н.э. (дата курганов Ноин-Ула) он, повторяем, уже пережиток. Из этого следует, что предания об Огуз-кагане отражают эпоху задолго до н.э. Это первый вывод, который можно сделать на основании данной находки. Другой вывод касается вопроса о том, что гунны имели тот же тотем, что позднее турки и монголы. Не следует ли из этого, что гунны являются общей для турок в монгол стадией, на которой складывались представления патриархального строя, столь долго пережиточно существующие в системе феодальных отношений, возникших на основе гуннского субстрата.
Выше мы приводили интерпретацию данного сюжета Andreas Alföldi, который даёт её в плане культурно-исторической школы, считая данный сюжет проявлением сибирского культурного круга звериного стиля. Замечания А. Alföldi об эволюционизме не изменяют его общей методологической установки, как связанной с культурно-исторической школой патера Schmidt’a и Koppers’а.
Бык, как тотем, является отнюдь не сибирским местным тотемом. Воспринятый, как тотем, в условиях возникновения и развития скотоводства, он наделяется рядом свойств. Достаточно убедительно показал автохтонность в происхождении культа быка Н.Я. Марр. 1 [14] С.Н. Быковский доказал тотемность быка и для древнейших периодов русской истории. 2 [15]
Если культ быка, по Н.Я. Марру, вообще говоря, свидетельство древнейших переживаний, то в вышеприведённых легендах он фигурирует несколько в ином плане. Разделение быка на части и предназначение каждому из 24 сыновей определённого куска мяса (а сыновья в свою очередь являются родоначальниками дальнейших племён и родов) — отражение ритуала, связанного с трансформацией тотема из родового в племенной. На этом основании мы заключаем, что:
I) Появление быка, как тотема, связано с формированием патриархальных родовых отношений. Бык — родовой тотем. II) В гуннскую эпоху с тотемом быка связан только господствующий род кочевого объединения. III) Повидимому, в следующем за гуннским этапом — этапе этногенеза (перед сложением феодальных отношений) бык, как родовой тотем, превращается в тотем племенной. Бык-родоначальник приобретает антропоморфные черты. Появляется Огуз-каган и соответственные огузские племена.
Сюжет бляхи из ноин-улинского кургана — свидетельство второго этапа. А.Н. Бернштам
[1] 1 См. краткие отчёты монголо-тибетской экспедиции П.К. Козлова, Л., 1925 г.; К.В. Тревер, Находки из раскопок в Монголии 1924-25 гг., Сообщения ГАИМК, №9-10, 1931 г., стр. 46, Camilla Trever, Excavations In Northern Mongolia, Л., 1932 г., табл. 24 и 25; описание см. на стр. 44-45; там же см. литературу вопроса о Ноин-Ула.[2] 1 A. Alföldi. Die geistigen Grundlagen des hochasiatischen Tierstiles, Forschungen und Fortschritte, 10/VII 1931, Nr. 20. стр. 279; cp. К. Тревер, Находки, стр. 46.[3] 2 А. Alföldi, ук.соч., стр. 280 [«Здесь мы сталкиваемся с важным и своеобразным этапом эволюции человека»].[4] 1 Извлечение из Тарихи Джехангушай Джувейни, см. у В. Радлова, К вопросу об уйгурах, прил. к LXXII т. Записок ИАН, №2, П., 1893 г., ср. стр. 58.[5] 2 Извлечение, см. ук.соч., стр. 63.[6] 3 Ср. её издание у В. Радлова, ук.соч. Часть легенды, записанной по-уйгурски он издал в Кудатгу Билик, ср. Факсимиле. Разбирал легенду и Р. Pelliot, Riza Nour и др. Последний перевод уйгурской легенды об Огуз-кагане см. у W. Bang, und G. Rachmati, Die Legende von Oghuz Qaghan, Sitzungsberichten d. Preuss. Ak. d. Wissen, XXV, Berlin, 1982 г.; у него же литература вопроса. Предание об Огуз-кагане ср. также Рашид-ад-Дин, История монголов, пер. И. Березина, Тр. В.О., т. V, гл. I, стр. 12 и сл.[7] 1 W. Bang und G. Rachmati, ук.соч., стр. 6, строка 3.[8] 1 Рашид-ад-дин, указ.соч., стр. 23-29.[9] 2 Ук.соч., стр. 144.[10] 1 Указ.соч., стр. 146.[11] 2 Ср. Н.Я. Марр, Борьба классов в грузинских версиях евангельского текста. Избранные работы, т. III, стр. 356.[12] 3 Н.Я. Марр, Иштарь, там же.[13] 4 Ср. Труды Троицкосавско-Кяхтинского отделения Приамурского отдела ИРГО, т. I, в. II.[14] 1 Ср., напр., Н.Я. Марр, Яфетический Кавказ и третий этнический элемент, Избранные работы, т. I, стр. 117.[15] 2 С.Н. Быковский, Яфетический предок восточных славян — киммерийцы, Известия ГАИМК, т. VIII, вып. 8-10, 1931 г.
наверх |